Как дать ребенку «Билет в будущее»?

О профессиональном самоопределении

Через 20 лет вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не делали, чем теми, которые вы сделали. Так отчальте от тихой пристани. Почувствуйте попутный ветер в вашем парусе. Двигайтесь вперед, действуйте, открывайте!

Марк Твен,
писатель, журналист и общественный деятель

   

Мы так много внимания уделяем успеваемости в школе, оценкам, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, что не всегда видим, ради чего всё это. За пределами школы наших детей ждет профессиональная самореализация — интересная работа, новые знакомства, карьерные достижения — полноценная и разнообразная жизнь. Но многие подростки теряются, когда выходят за порог школы, они не готовы решить, что будут делать дальше. По материалам исследований большинство старшеклассников не задумываются, кем они станут и где будут учиться после школы*.

Чтобы подросток понимал, что он хочет делать, когда закончит школу, и не терял ценные годы жизни, меняя одну неинтересную работу на другую, важно уже сейчас активно искать себя, узнавать о профессиях и пробовать их на практике. Фонд Гуманитарных Проектов и Министерство просвещения создали профориентационный проект Билет в будущее. Его цель —  помочь школьникам 6-11 классов в выборе будущей профессии и образования, научить ребят осознанно принимать решения.

В проекте участвуют лучшие педагоги, психологи, профориентологи и представители компаний. Они помогают каждому ребенку найти свою индивидуальную профессиональную траекторию и начать развиваться в профессии. Но проект не может быть по-настоящему эффективным без участия нас с вами — родителей. Мы, как никто другой, хотим, чтобы наши дети состоялись в профессии, были успешны и счастливы. Для нас важно, чтобы они получали удовольствие от работы и достойный заработок. Поэтому давайте поможем им сейчас на пути профессионального самоопределения, поддержим их участие в проекте «Билет в будущее».

О проекте «Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее» создан для школьников во всех регионах России, он рассчитан на несколько лет, в 2021 году он длится с сентября по декабрь и проходит онлайн и очно. 

В проекте предусмотрен закрытый контур, доступ к которому получают участники от школ с 6 по 11 класс, и открытый контур, который доступен любому желающему. Вы прямо сейчас можете вместе с ребенком зайти в Примерочную профессий и начать совместно подбирать профессию в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. В разделе "Для родителей" можете прочесть о том, как лучше организовать профориентацию и пройти битесты — тесты для родителей и ребенка, которые нацеливают на поиск совместных решений.   А можете поговорить о том, какая из профессий будущего больше привлекает вашего ребенка и почему. Для этого откройте Каталог профессий будущего и выберите интересующие его сферы деятельности.

Проект нацелен на практическую профориентацию, поэтому каждый зарегистрированный школьник сможет пройти 3 этапа профориентации:

  • профориентационный урок;
  • онлайн-тестирование и групповая консультация с педагогом-навигатором; практические мероприятия для профориентации.

Этап 1. Профориентационный урок

Путь в проекте начинается со всероссийского профориентационного урока, на котором школьники вместе с педагогом-навигатором обсуждают, что такое профессиональная самореализация, зачем и как к ней идти. Методика уроков отличается в зависимости от возраста участников, так, для 6-7 классов важно поговорить о том, как выбирать профессию и что это очень увлекательно, в 8-9 классах поговорить, как устроено профессиональное образование и какие преимущества и недостатки несет в себе обучение в колледже или вузе, а для 10-11 классов – сделать акцент на выборе направлений подготовки. Каждый урок состоит из видео и интерактивной работы, он проходит очно или онлайн.

Этап 2. Онлайн-тестирование и консультация

Следующий шаг в проекте — это тестирование, которое проходит на базе школы (или дома). С его помощью подросток поймет, какие ориентиры при выборе профессии актуальны для него, насколько он готов к выбору профессии, какие у него склонности (интересы, способности, личностные черты). И в результате он разберется, какие профессиональные направления ему более всего подойдут и что стоит развивать, чтобы стать профессионалом. Подросток пройдет 3 теста: «Почему я выбираю профессию», «Как я выбираю» и «Что я выбираю». Эти тесты создали тестологи и методисты, возрастные психологи, ученые из МГУ им. М.В.Ломоносова.  Тесты разделены на возрастные группы – 6-7, 8-9 и 10-11 классы.

Результаты, которые сохранятся в его личном кабинете, школьник обсудит на беседе с педагогом-навигатором, который порекомендует школьнику, в каких профессиональных пробах стоит участвовать и на чем сконцентрировать внимание.

Этап 3. Мероприятия

Профессиональные пробы, то есть пробы профессий на практике, — это этап профориентации, значение которого нельзя переоценить. Когда подросток попробует сыграть на сцене как актер, или создаст свой первый проект ландшафтного дизайна, или поработает над задачей, которую решает digital-маркетолог, то получит субъективный опыт в профессии и точно поймет, хочет он этим заниматься в дальнейшем или нет.

Для того, чтобы ребята смогли примерить на себя работу в разных профессиях, в проекте организованы профессиональные пробы в колледжах и на предприятиях каждого региона. А еще школьники смогут участвовать в мультимедийных выставках-практикумах по всей стране и с 19 октября по 28 ноября посетить «Фестиваль профессий» в Санкт-Петербурге. На выставках-практикумах, которые проходят в исторических парках «Россия – Моя история», ребята познакомятся с профессиями через увлекательные игры, квесты и мастер-классы. Они смогут погрузиться в современные профессии и пообщаться с профессионалами.

Что проект даст вашему ребенку?

Опираясь на собранную информацию и свой опыт на проекте, школьник сможет построить свой индивидуальный образовательный трек и решить, каким будет его будущее после школы:

  • подросток узнает подробно о современных профессиях и профессиях, которые могут понадобиться в будущем;
  • попробует профессии на практике и обдуманно выберет те, которые ему интересны больше всего, а возможно, найдет и своего будущего работодателя;
  • подросток получит индивидуальную рекомендацию по выбору профессионального направления и образования;
  • получит совет от педагогов-навигаторов и от специалистов тех профессий, которые ему понравились;
  • даже если он не выберет одну конкретную профессию, то задумается о том, кем он хочет стать в будущем и что для этого делать сейчас.

А в чем роль родителей?

Кажется, что каждый этап подросток может пройти самостоятельно. Вот прошел тестирование, сходил куда-то на экскурсию, а еще пообщался с педагогом. На самом деле, это не совсем так. Чтобы проект не стал просто новой галочкой в портфолио или еще одной проходящей инициативой «сверху», а превратился в инструмент самопознания и познания мира для подростка, родителям необходимо включиться в процесс профориентации.

Поддержите своего подростка на каждом этапе: интересуйтесь, обсуждайте профессии, помогите найти сильные стороны и выделить особенности своего ребенка, участвуйте в проекте вместе с ним. В этом случае ваш ребенок получит максимальную пользу от проекта и найдет свой «Билет в будущее». 

Давайте поможем нашим детям стать успешными и счастливыми! Подробнее о проекте: bvbinfo.ru 

Мы в соцсетях: VK.

Если вы не знаете, с чего начать, прочтите нашу статью 11 советов, как помочь ребенку в выборе профессии.

*Данные опроса Министерства просвещения в рамках программы "Билет в будущее"

Включенность в выбор профессии

Профориентологи проекта разработали двойной тест для родителей и подростков. Подросток поймет, насколько хорошо он знает себя и свои интересы, какое профессиональное направление его сейчас привлекает, например, творческое, естественно-научное, экономическое и пр. А родитель разберется, хорошо ли он знает профессиональные склонности своего ребенка.

Каждую часть — для родителя и для ребенка — важно пройти независимо, а потом сравнить результаты. Тест займет примерно 10 минут.

Как читать результаты? Когда и вы, и ребенок пройдете свою часть теста, откройте или распечатайте результаты. Хорошо, если шкалы интересов в обоих результатах совпадают. Значит, вы понимаете ребенка и знаете его интересы. Но если не совпадают, то это тоже нормально. Обязательно обсудите, какие направления лидируют у каждого из вас в результатах. Если у ребенка в приоритете творческое направление, а вы подумали, что скорее всего, ему подходят экономические профессии, то поговорите, почему вы посчитали именно так, и расспросите, какие творческие профессии ему нравятся. Используйте этот двойной тест, чтобы прийти к взаимопониманию, ведь это необходимо для успешного выбора профессии.

ПРОЙТИ ТЕСТ