Куда поступать? Варианты образовательных траекторий
Колледж или вуз? Пройдите Битест
Научиться можно только тому, что любишь.
Иоганн Вольфганг фон Гёте, писатель, мыслитель, философ
За одиннадцать лет и дети, и родители так привыкают к школе, что бывает трудно перестроиться на другие рельсы и подумать, что же делать после школы. У старшеклассника есть несколько образовательных траекторий, по которым он может прийти к профессии:
- он может начать работать сразу после школы (для юношей — после школы и армии)
- он может поступить в колледж или другое образовательное учреждение, которое дает среднее профессиональное образование
- он может поступить в вуз после школы или после колледжа
При выборе образовательной траектории важно отталкиваться от конечной цели — от той профессии или даже «образа жизни», к которому вы хотите прийти через 10-15 лет. Давайте рассмотрим варианты профессионального образования, а в конце статьи вы найдете тест, который поможет ответить на популярный вопрос родителей и подростков: если идти учиться после школы, то куда? Как выбрать между колледжем и вузом? Какая из двух популярных образовательных траекторий подойдет вашему ребенку.
Если работать после школы
Аттестат о среднем (полном) общем образовании, который получают выпускники 11 класса, это официальный документ, которого достаточно для работы в профессиях, не требующих дополнительного профессионального образования. После окончания 11 классов школы можно работать кассиром или продавцом, секретарем, делопроизводителем, почтальоном, вожатым в детском лагере или бортпроводником. Важно помнить, что основное общее образование, аттестат о котором дают после 9 класса, такой возможности не дает.
Есть профессии, например: аниматор, копирайтер, модель, фотограф, стилист или блогер, — в которых для трудоустройства не нужен даже аттестат об окончании школы, но в таких профессиях важнее не дипломы, а опыт, который накапливается годами, рекомендации и портфолио. Люди, которые добились успеха в этих сферах, скорее всего учились на курсах, а возможно, имеют и высшее образование.
Если поступить в колледж
Поступать в колледжи, техникумы и другие организации СПО можно после 9 или после 11 класса. Количество направлений среднего профессионального образования в России почти в 1.5 раза больше, чем для высшего образования. Программы обучения рассчитаны на 2-4 года, а значит, можно начать работать по профессии раньше, чем те ребята, кто поступает в вуз после 11 класса. Профориентологи рекомендуют поступать в колледж в нескольких случаях:
- Ваш ребенок хочет освоить практическую специальность, которой учат только в колледже (например, стать кинологом, автомехаником или парикмахером).
- Он стремится быстрее начать работать по профессии и зарабатывать.
- Не хочет сдавать ЕГЭ.
- Он выбрал творческое или оборонно-спортивное направление (в таких профессиях важно практиковаться, улучшать мастерство и уделять этому много времени. Например, спортивных успехов можно достичь уже в возрасте 14 лет, когда сверстники еще учатся в школе).
Поступление в колледж — это не всегда просто. Сейчас больше половины старшеклассников после 9 класса поступают в колледжи. Так, в театральном колледже при Московском театре Олега Табакова конкурс больше 10 человек на место, и для учебы в колледже отбирают только самых талантливых ребят со всей России. А в Колледже телекоммуникаций и информатики Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики ежегодно конкурс около 5 человек на место, а средний проходной балл колеблется около 4.5.
Из колледжа в вуз
После колледжа можно поступить в вуз. Такую образовательную траекторию тоже стоит рассмотреть, тем более, что официально в нашей стране оба образования можно получить бесплатно. Правила поступления после колледжа каждый вуз определяет самостоятельно, обязательно уточняйте их в приемной комиссии вуза.
Если ваш ребенок планирует после колледжа идти в вуз, то у него есть три варианта поступления:
- сдавать ЕГЭ и поступать на общих основаниях вместе с выпускниками этого года
- поступать по внутренним экзаменам вуза
- или совместить оба варианта, то есть сдать некоторые предметы ЕГЭ и «досдать» один внутренний экзамен в самом вузе
Но выбирает тип поступления не он, а вуз. Например, в МГУ им. М. В. Ломоносова не получится попасть по внутренним экзаменам: потребуется сдать ЕГЭ и дополнительное вступительное испытание вуза.
Бонусом за поступление в вуз из колледжа может стать «ускоренная программа». «Ускоренной программой» называется сокращение времени обучения на схожих специальностях за счет уже пройденных в колледже предметов, то есть ситуация, когда студент 1 курса, который поступил в вуз после окончания профильного колледжа, просит деканат «перезачесть» те предметы, которые он уже сдал в колледже, или вообще сразу зачислить его на 2 курс. Таким образом, пройти программу колледжа и вуза и получить диплом о высшем образование возможно за меньшее время.
В недалеком прошлом студентов колледжа могли зачислить даже на 3-й курс вуза по ускоренной программе, но сейчас строить поступление в колледж, рассчитывая только на ускоренную программу, не стоит — они есть далеко не у всех вузов. Поэтому, чтобы повысить шансы на поступление и сокращение времени обучения, выбирайте колледжи «при вузах», то есть организации СПО, которые связаны с базовым университетом или даже созданы самим университетом.
Если поступать в вуз
Если педагоги в школе говорят, что подросток рискует не сдать ЕГЭ и его оценки слишком низкие, — это не повод уйти из школы, а повод – начать учиться. Среднее профессиональное образование нельзя бросать, как и школу, потому что есть риск не доучиться и не получить диплом о полном среднем образовании. А трудоустроиться без среднего образования в нашей стране значительно сложнее, как мы говорили выше.
Профориентологи рекомендуют руководствоваться несколькими причинами при поступлении в вуз:
- Подросток планирует заниматься наукой.
- У него хорошая успеваемость, но он еще не определился с будущей профессией (если поступить на широкое интересное направление в вузе, то начать специализироваться можно через 1-2 года).
- Он выбрал направление, в котором невозможно стать востребованным без диплома вуза (например, юристу недостаточно иметь СПО для построения хорошей карьеры).
- Получение желаемой специальности занимает много времени, а колледж еще больше удлиняет образовательный путь студента (так, если подросток решил заниматься медициной, то учеба в вузе займет 6-8 лет, прежде, чем он сможет полноценно работать, а если добавить к этому времени еще и медицинский колледж, то у молодого человека может просто не хватить энергии на такой долгий путь).
3 способа поступить в вуз
Чтобы поступить в вуз после 11 классов школы, рекомендуем рассмотреть 3 варианта поступления, которые сегодня существуют в российской системе образования. Это поможет поступить в хороший вуз на бюджет, и о них должен помнить каждый абитуриент:
1. Высокий балл ЕГЭ по профильным предметам
Хорошие результаты Единого государственного экзамена в 11-м классе — это самый логичный путь поступления в российский вуз. Абитуриенты с высокими баллами конкурируют за места в вузах из списка топ-20. Добавьте к хорошим баллам ЕГЭ еще дополнительные баллы за портфолио — и вам практически гарантировано поступление на бюджет.
2. Предметные олимпиады для школьников
Олимпиады — это интеллектуальные соревнования для школьников. Одна из самых престижных олимпиад в нашей стране — Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ, или «Всеросс»). Она даст стопроцентное поступление в любой вуз по выбранному предмету. В тех направлениях, где очень много олимпиадников, даже 100-балльники ЕГЭ не всегда «пробиваются».
Кроме ВсОШ, есть олимпиады, которые проводят отдельные регионы (например, Всесибирская олимпиада по математике), вузы ("Физтех"), организации (телевизионная олимпиада "Умники и умницы") или отдельные энтузиасты (так устроен международный "Турнир городов" по математике). Все эти олимпиады собраны в общий перечень и дают льготы I, II или III уровня. Победа в олимпиадах первого уровня — это прямой путь в лучшие вузы страны без вступительных испытаний (БВИ). Правда, и ЕГЭ по профильному предмету важно написать не меньше, чем на 75 баллов.
3. Целевой набор
Целевое обучение — это система обучения в вузах на специальностях, в которых государство сейчас видит потребность. Обучение оплачивается из средств федерального бюджета, на требуемые специальности выделяется квота и создается отдельный конкурс, который ниже, чем на те же специальности, но на бюджетной основе. Чтобы заключить договор о целевом обучении, важно найти организацию, в которой требуются специалисты нужного профиля. Сейчас целевое обучение выглядит так:
- вы договариваетесь с организацией-работодателем и заключаете договор о целевом обучении. Это может быть, департамент здравоохранения, если вы хотите в медицинский, или прокуратура, если вы планируете быть юристом (а также множество крупных компаний среди которых Газпром, Росатом, Роскосмос и т.д предоставляют возможность заключить договор о целевом обучении на самые разные направления)
- вы подаете документы в вуз на места по квоте, в большинстве специальностей выделено несколько таких мест для "целевиков"
- поступаете, хорошо учитесь и потом отрабатываете 3 года в организации, с которой заключен договор
В целевом обучении множество подводных камней, которые лучше прояснять с компанией- работодателем до поступления в вуз. С одной стороны, вы проходите по более низкому конкурсу в вуз, что явно проще, с другой стороны, вам необходимо хорошо учиться и потом «отработать» свое обучение.
Битест Колледж или вуз
Профориентологи проекта разработали двойной тест для родителей и подростков. Подросток поймет, насколько хорошо он знает себя и свои интересы, какое профессиональное направление его сейчас привлекает, например, творческое, естественно-научное, экономическое и пр. А родитель разберется, хорошо ли он знает профессиональные склонности своего ребенка.
Каждую часть — для родителя и для ребенка — важно пройти независимо, а потом сравнить результаты. Тест займет примерно 10 минут.
Как читать результаты? Когда и вы, и ребенок пройдете свою часть теста, откройте или распечатайте результаты. Хорошо, если шкалы интересов в обоих результатах совпадают. Значит, вы понимаете ребенка и знаете его интересы. Но если не совпадают, то это тоже нормально. Обязательно обсудите, какие направления лидируют у каждого из вас в результатах. Если у ребенка в приоритете творческое направление, а вы подумали, что скорее всего, ему подходят экономические профессии, то поговорите, почему вы посчитали именно так, и расспросите, какие творческие профессии ему нравятся. Используйте этот двойной тест, чтобы прийти к взаимопониманию, ведь это необходимо для успешного выбора профессии.