Полезные документы

Предлагаем ознакомиться с лучшими профориентационными практиками по результатам обучения педагогов-навигаторов в 2021 году. Ежегодно каталог профориентационных практик будет пополняться новыми проектами.

 

Формулы профессий

Быкова Ольга Владимировна (учитель, Московская область)

Важно понять: «Что такое профессия» Как же правильно выбрать профессию? Проект даст необходимые знания об основах профессий, об актуальных профессиях современности, даст возможность профессионального самоопределения. Создание галереи профессий, в формате QR-кодов создаёт профориентационное образовательно-информационное.пространство, которое может самостоятельно использоваться обучающимися в любое, свободное от уроков время. Цифровое кодирование текста и видеоматериала дает возможность «не загружать информацией» рекреации школы. (т.к. человеческий мозг не может считывать информацию QR-код). Экспозиция галереи меняется 1 раз в месяц (8 месяцев -8 направлений профессий или 8 профилей профессий). 8 квестов с сентября по апрель. Встречи с представителями профессий 2-3 раза в месяц. Фестиваль профессий- май. Галерея может быть использована классными руководителям для воспитательной работы. Родители станут участниками проекта. Это встречи в классах с рассказами о своей профессии.

 

ПРОФИ-ЭСТАФЕТА!

Ищенко Лариса Леонидовна (педагог-организатор, Новосибирская область)

Старшие учащиеся выступают в роли "профессиональных экспертов" и ведут профориентационный интерактивный урок для младших учащихся. Например, профориентационный урок посвящаем науке и технологиям. Старшие учащиеся выступают командой из 3 профессий: ученый, изобретатель, инженер. В ходе урока предусматривается одежда в соответствии с темой, демонстрация мини-профессиональных проб (например, белые халаты, проведение опыта, изобретение механизма). Урок предусматривает и историю профессий, и знакомство с настоящими условиями, и перспективы будущего, и соответствующие задания. в сценарий включены короткие ролики, анимация если необходимо. Основная направленность - вызвать интерес к профессиям, увлечь, вовлечь, показать возможность раскрывать свои способности в данном направлении. В это время старшие учащиеся расширяют собственное представление о профессиональном направлении, развивают soft навыки: работа командой, публичное выступление, управление классом, мотивирующие техники. Старшие учащиеся для младших рассказывают о профессии по принципу "Просто о сложном, интересно о важном". Далее происходит эстафета: младшие, переходя в среднюю школу, хотят записаться в группу "профессиональных экспертов" и также учить. Таким образом создается комфортная среда осознанного выбора профессии. В такой среде более целенаправленно формируется культура выбора, основанная на интересе, желании узнавать о своих талантах, способностях.

 

МБП - медиа буккроссинг профессий

Прокопьева Анастасия Михайловна (педагог-организатор, г. Санкт-Петербург)

Создание медиа-библиотеки, которая будет состоять из видеороликов и презентаций о профессии круга общения детей. Ученик узнает профессию, и понимает, что она вполне реальна, поскольку его круг общения (родители, знакомые) обладают этой профессией и могут поделится тем, что не скажет "мертвый текст" учебников, или сайтов. Проект уникален своей простотой в реализации, и при этом возможностью расширять свои границы за пределами школы. По сути, результат проекта (то есть наша медиа библиотека) будет представлять собой "вечный день открытых дверей в профессию", поскольку имеется возможность у родителей детей (участников проекта "Билет в будущее", снимать подробности своей профессии изнутри, что не мало важно для детского, да и взрослого восприятия.

 

city_Prof

Грейман Анастасия Андреевна (педагог-психолог, Нижегородская область)

я хотела бы создать приложение(в идеале превратить ее в образовательную платформу). Суть проекта: ученик создает себе персонажа( это поможет идентифицировать ему себя в процессе со своим персонажем), персонаж сначала должен обучиться( пройти тестирования в онлайн-формате, тестирования будут, как известные и знакомые всем по программам профориентации в школе, так и пройти совершенно новые тесты, например на выявление своих soft и hard skills, на выявление уровня эмоционального интеллекта, креативного мышления и лидерских качеств.) После прохождения тестирования у них будет результат, который определит их интерес к тому или иному направлению профессий. По выявлению результата каждый участник получит доступ к профессиям(с описаниям) которые подходят именно для них. Каждый виртуальный "житель города" получит также доступ к мероприятиям ВУЗов и встречам с представителями профессий. На каждое мероприятие потребуется предварительная запись. Таким образом, каждый сможет посещать только те мероприятия, которые ему интересны и важны. В будущем хотелось бы, чтобы у каждого жителя города была возможность создать свое сообщество по выбранным направлениям профессий, они могли бы делиться опытом друг с другом, вместе готовиться к экзаменам и поступлению в ВУЗы и техникумы. Если речь пойдет о платформе, то можно добавить и возможность создать сообщества студентам ВУЗов, чтобы они могли подготовить учеников к поступлению.

 

Про100

Кузина Светлана Сергеевна (учитель, Нижегородская область)

Профориентация - это очень важный раздел воспитания школьника, который, безусловно, и интересен родителю, и школе. Проблема: профориентационные проекты проходят эпизодически, не носят системный характер, избирательны к участникам, кратковременны. Мне кажется, что проф.работа должна быть системна на протяжении всего обучения в средней школе. Если добавить новый раздел "Профориентация" в электронный журнал, то родитель сможет видеть динамику своего ребенка. Ребенок может ежегодно проходить проф.диагностики. Кл.руководитель будет видеть динамику как отдельного ребенка, так и всего класса.

 

Встречи-интервью «Дудим о профессиях»

Фролова Анастасия Сергеевна (тьютор, Воронежская область)

Проведение встреч-интервью с представителями различных профессий (профессии выбираются исходя из запроса ученика), где интервьюером является сам ученик, он сам продумывает вопросы собеседнику. Разговор может быть записан на видео, либо происходить в классе, чтобы другие ребята после тоже смогли задать вопросы. После встречи проходит рефлексия события. Что важного было озвучено на встрече? Что ребята поняли про себя?

 

В будущее – с уверенностью!

Шворак Светлана Андреевна (педагог-психолог, г. Санкт-Петербург)

Проект разработан командой специалистов: Шворак Светлана Андреевна - психолог школы интернат 28, Александрова Екатерина Игоревна - зам.директора по воспитательной работе школы интернат 28, Морозова Елена Владимировна - руководитель центра профориентации и карьерного проектирования ГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции". Цель проекта: Создать программу по социальной адаптации подростков с девиантным поведением Проблема: Низкая учебная мотивация Решение: Будут учиться, если будет интересно и понятно: ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? и ДЛЯ ЧЕГО? это им необходимо для дальнейшего самоопределения в жизни. 3 КОНКРЕТНЫХ ШАГА 1. Исследовать методы пофориентационной работы, которые более эффективны для данной категории детей 2. Организовать профессиональные пробы на базе партнеров 3. Получение обратной связи от учащихся (тестирование, анкетирование, статистика поступления) Мероприятия в рамках активизации к профессиональному самоопределению не только дадут возможность обучающимся стать компетентными в профессиях, в себе, в мире, но и, особо для детей из неблагополучных семей, дают возможность поверить в себя и взять ответственность за своё будущее. Мотивационные занятия дают информацию о правилах поступления в профессиональные учреждения, учат детей, как стать конкурентным при поступлении: дети учатся правильно сформировать для себя цель и достигать поставленных задач. Участие в проекте «Билет в будущее» - это изучение рынка профессий и профессиональные пробы, которые дополняют мотивационные занятия и это помощник в организации не только профориентационной работы, но и сильный инструмент в становлении личности обучающихся, который меняет их отношение к миру. С целью получения профессиональных проб, в школе организовано волонтерское движение, где воспитанники старшего возраста помогают в адаптации младшим школьникам, пробуя себя в профессиях воспитателя, учителя, психолога, конфликтолога - медиатора, тренера. Дискуссионный клуб помогает нам не только адаптировать несовершеннолетних, участвующих в несанкционированных митингах, но и пробовать себя в профессии юрист, полицейский. Школьная служба медиации обучает учащихся методам медиации, делая их самих добрее, ответственнее. Для более глубокого получения профессиональных компетенций школа реализует в рамках Сетевых договоров с СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургским техническим колледжем управления и коммерции» и СПб ГБПОУ «Академией индустрии красоты «ЛОКОН» программы дополнительного образования, развивая новые навыки и умения. Экскурсии и занятия на завод Nissan не только дают понимание о профессиях автомобильной промышленности и попробовать себя в них, но и формируют большое желание вернуться туда в качестве сотрудника. Так, все мероприятия проекта являются средствами (технологиями, методами…) в выполнении миссии школы: мы верим в каждого из наших учеников и стремимся наполнить школьную жизнь ребят радостью учения, открыть для них красоту окружающего мира и души настоящего человека, создавая для детей верные жизненные ориентиры. Сегодня к участию в WorldSkills Russia Juniors готовится 4 ученика школы, мы гордимся нашим воспитанниками! Главный принцип социальной адаптации девиантных детей – формировать новые адаптивные формы поведения методом интериоризации новых через профессиональное самоопределение.

 

#Учусь выбору

Мелкозерова Оксана Викторовна (учитель биологии, Пермский край)

При реализации проекта в муниципальной системе сложится система профориентационной работы, организованная на деятельностном принципе, а именно будут разработаны: • муниципальная структура профориентационной работы, организованная по сетевому принципу, т.е. все обучающиеся района будут иметь возможность принять участие в различных профессиональных пробах и профориентационных мероприятиях; • система тьюторского сопровождения обучающихся; • программы профессиональных проб по различным направлениям; • методические материалы по проведению профессиональных проб и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов; • макеты проведения интерактивных образовательных профориентационных мероприятий. Кроме того в муниципальной системе будет отработана сетевая модель организации образовательной деятельности, которая может быть адаптирована под иные задачи (внеурочная деятельность, дополнительное образование, профильное обучение на уровне среднего общего образования) Сетевая реализация программ проф.проб позволит увеличить объем и спектр образовательных услуг; практическое знакомство с конкретной профессиональной деятельностью поможет обучающимся более адекватно выстроить свою дальнейшую образовательную траекторию (выбор уровня образования, профиля обучения и специальности), осуществить связь теоретического учебного материала с практикой, также это может повысить уровень учебной мотивации и, соответственно, качество образовательных результатов (успеваемость). Образовательные организации получат возможность частично решить вопросы кадрового дефицита и финансовых издержек, а также сформировать свои узнаваемые брэнды.

 

Prof.tok

Одинцова Татьяна Анатольевна (педагог-организатор, Красноярский край)

1. Составить концепцию сценария образовательно-развлекательного профсюжета и придумать дз. Понять, какой Тиктоковской «завлекалкой» привлечь внимание школьников к созданию новых сюжетов. На основе этого составить 10 сценариев образовательно-развлекательного сюжета и дз к ним. 2. Отснять и выложить по сценарию 30 профсюжетов. 3. Собрать или проанализировать дз. Темы сюжетов обговаривали, старшеклассники запланировали следующие темы: "Какие советы тебе дает родитель о дальнейшем профпути после школы?", "Профессии -лидеры у тинейджеров: какие мифы живут в голове", "Советы от узких специалистов".

 

Профориентационный интенсив 9+ "Знаю, хочу, буду!"

Калинина Наталья Юрьевна (заместитель директора по учебной работе, Приморский край)

В школе выявлена проблема низкого уровня субъектности профессионального самоопределения у 38 % обучающихся 9-х классов. Будущие выпускники 9-х классов не смогли сделать предварительный выбор ОГЭ, тем индивидуальных проектов на основе собственных интересов и склонностей, которые не проявлены и не определеныу большинства девятиклассников. При принятии решения используется в основном внешняя мотивация. Повысить в два раза уровень субъектности обучающихся 9 классов предполагается путём включения в практику классных руководителей трехнедельного профориентационного интенсива 9+ «Знаю, могу, хочу!» на основе практики ikigai и решения профориентационных кейсов. Задача интенсива создать условия, способствующие профессиональному самоопределению подростков, выявлению собственных интересов и склонностей, умению принимать собственные решения, ответив себе на вопросы: Что нужно людям? В чем я силен? Что я люблю?, За что людям платят? и решения проф. кейсов Тренды, Колесо отраслей, Моя супер-сила, Расследование профессий.