Самые важные вопросы к работодателю на собеседовании
То, что нам говорит работодатель на собеседовании, какие слова использует в тексте вакансии, на деле оказывается не всегда соответствующим действительности. Разумеется, компании выгодно мотивировать соискателей возможным «карьерным ростом», «молодым и дружным коллективом», «комфортным рабочим местом» и т.д. Это те базовые вещи, которые, как считают большинство «эйчаров», обязаны создать у кандидата на должность положительное впечатление о фирме, куда он планирует трудоустраиваться. Текст может быть приблизительно одинаковый, должностные обязанности тоже, да вот только никто не станет рассказывать, насколько хорошо работает офисная техника, есть ли в коллективе откровенные интриганы, какими личностными качествами обладает директор, в конце концов. Все это новый сотрудник, к сожалению, узнает уже в процессе работы.
Давайте попробуем собрать перечень вопросов, которые смогут хоть немного пролить свет истины на реальное положение дел в организации, ибо долгосрочное сотрудничество требует основательного изучения всех деталей.
Общие понятия
Если говорить в целом, то вопросы соискателя к работодателю можно разделить на «общие», касающиеся условий труда, графика работы, уровня заработной платы и всего в том же духе, а также «специальные», отвечая на которые работодатель обязан рассказать претенденту на должность все нюансы его работы именно в рамках какой-то одной профессии. В нашем случае, возьмем за основу бухгалтера.
Вообще есть одна очень странная тенденция: бухгалтера, особенно в преклонном возрасте, стараются не сильно докучать тем, кто проводит с ними интервью. Лишний раз не спросят про заработную плату, не уточнят, есть ли возможность приносить в офис еду с дома и т.д. Как правило, стеснение начинает возобладать над поведением человека тогда, когда он хочет устроиться «хоть куда-нибудь», т.к. на рынке он постепенно становится неконкурентоспособным. Они же в дальнейшем будут готовы терпеть самодурство своего руководителя, сносить «тяготы и лишения», когда речь зайдет о больном листе, соглашаются на «серую» заработную плату и многое другое. На самом деле, все это в корне неправильно, оно позволяет будущему начальству «распускать руки», где-то недоплатить, где-то штраф выписать и много, что еще. Важно держать себя в руках, знать себе цену в самом хорошем смысле этих слов. Удивительнейшим образом это все окупается впоследствии.
Must have на собеседовании
Некоторые нерадивые сослуживцы считают, что, придя на собеседование, соискатель должен узнать только о заработной плате и графике работы, полагая, что этого будет вполне достаточно. Крайне ошибочное утверждение, хотим вам сказать. Помимо этого на собеседовании и заблаговременно до его начала, невзирая на свою профессиональную принадлежность, необходимо уточнить:
- Чем занимается компания? (дома);
- Сколько лет она существует? (дома);
- Какие ее годовые обороты? (по ситуации);
- Кто является ее клиентами? (на месте);
- Какие ее среднесрочные перспективы развития? (на месте);
- Какие планы на самое ближайшее время? (на месте);
- Планируется ли переезд в другое помещение? (на месте);
- Какая часть заработной платы будет «белой»? (на месте и обязательно);
- Предусмотрены ли премии и за что они будут выдаваться? Как часто (на месте);
- Почему компанию покинул сотрудник, занимавший эту должность? Сколько он проработал? (на месте);
- Что конкретно будет входить в обязанности? (на месте);
- Имеет ли место система штрафов за нарушение дисциплины? (можно спросить, но необязательно);
- Насколько развита корпоративная культура? (кому это интересно);
- Предусмотрено ли ДМС? (на месте);
- Что еще я должен(а) знать? (очень важный вопросы, позволяющий работодателю сообщить ключевые требования к специалисту).
В данном случае, нами представлен не полный список «общих» вопросов, которые можно уточнить в ходе собеседования, однако он является базовым. На основе полученных ответов соискатель может сразу понять для себя, стоит ли ему тратить время на эту организацию или же лучше поискать что-то другое. К примеру, кому-то крайне важна корпоративная культура (праздники, дни рождения, корпоративы), а для некоторых куда важнее иметь абсолютно «белую» заработную плату. Кстати, на данном этапе соискатель может раскусить потенциальных мошенников. Как правило, если в компании «что-то не так», то интервьюер начнет нервничать, защищаться и даже нападать… Однажды нам рассказали забавную историю на этот счет. Бухгалтер пришел устраиваться на работу, уточнил у кадровика возможность предварительно ознакомиться с трудовым договором, на что ему ответили одиозным вопросом: «Вам вообще деньги нужны или бумажки»? Звучит странно, но потенциальная угроза была выявлена сразу.
Специальные вопросы
Как это было сказано выше, данный блок вопросов должен быть адаптирован под специфику работы отдельно взятой специальности. В качестве примера, возьмем бухгалтера:
Вопрос №1: «Какая система налогообложения»?
Это классический вопрос. Полагаем, что ни один бухгалтер не забудет это уточнить, даже самый стеснительный.
Вопрос №2: «С какими подразделениями мне придется взаимодействовать»?
В зависимости от структуры компании, а также ее «рабочей атмосферы», бухгалтер может или с «девяти до шести» находиться на своем рабочем месте, спокойно работая, или же ему придется «побегать». Например, обсуждать сделки с менеджерами по продажам, быть постоянно «на телефоне» с отделом логистики, пить кофе с юристом, изучая очередной договор и т.д. Понимая это, бухгалтер сможет для себя уяснить, в каком ритме будет проходить его каждый рабочий день. Это очень важно.
Вопрос №3: «Какие у вас установлены правовые базы»?
Компании бывают разные, соответственно, их достаток и материальное благосостояние тоже разнится. Если вы, скажем, привыкли работать с правовыми базами, сервисами проверки контрагентов, а на новом месте работы этого ничего нет, то лучше узнать об этом заранее и уже с пониманием этого для себя принимать решение о трудоустройстве. Или, к примеру, на вашем предыдущем месте работы кадрами занимался отдельный специалист, а на текущем предполагается, что эти обязанности будут лежать на плечах бухгалтера. Правовая база здесь будет очень кстати.
Вопрос №4: «Есть ли в компании штатный программист? Как решаются технические вопросы? Все ли в порядке с интернет соединением»?
Вероятно, некоторые из наших коллег постесняются задавать эти вопросы, однако они все-таки важны. В крупных организациях все технические проблемы решаются с помощью штатного программиста, некого, «Сережи», который может в удаленном режиме настроить компьютер, устранить неполадки или же прийти «поковыряться под столом». Когда это так, все проблемы решаются довольно быстро. В малых организациях директор может «скинуть» все проблемы на бухгалтера, решай, мол, сама… Нам рассказывали историю, как бухгалтер вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой, искал со смартфона ответ на вопрос: «Как переустановить Windows™, если появляется синий экран»… А директору все равно…
Вопрос №5: «С какими банками сотрудничает компания? Сколько нужно вести фирм»?
Тоже любопытная тема. Как известно, у каждого бухгалтера на своем личном счету есть несколько банков, с которыми работать ему практически невыносимо. То ли качество обслуживания клиентов у них крайне низкое, то ли платежный день слишком короткий – неизвестно. Во всяком случае, важно понимать, с кем придется иметь дело на новом месте работы. Более того, количество юридических лиц, которое, порой, приходится вести, не соответствует уровню дохода, предлагаемого работодателем.
Вопрос №6: «К какой ИНФС прикреплена организация»?
Как и в случае с банком, здесь имеют значение личные связи бухгалтера с сотрудниками учреждения. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Согласитесь, что, зная ответ на данный вопрос, можно косвенно предположить, как будет складываться работа в дальнейшем.
Вопрос №7: «Можно ли посмотреть рабочее место»?
Отличный вопрос. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До тех пор, пока соискатель воочию не сможет убедиться в своем рабочем месте, где расположен его стол, какой стоит компьютер, не сломана ли спинка у стула, какой в офисе уровень шума, у него не будет возможности узнать тех небольших нюансов, которые или будут его радовать в последующем, или, наоборот, расстраивать. На собеседованиях практически никогда не спрашивают о том, как часто проветривается помещение или насколько плотно закрываются окна. А это, знаете ли, тоже имеет значение, если мы говорим о трудоустройстве на длительный срок.
Заключение
Мы постарались собрать для вас перечень интересных вопросов, ответы на которые помогут соискателю на должность максимально в деталях нарисовать в уме картину о том, как будет складываться работа на новом месте. Поверьте на слово, собеседование требует большой и основательной подготовки. Сколько можно найти случаев неудачных трудоустройств… Становится обидно. Желаем вам не тратить время на те компании, где вы не будете чувствовать удовлетворение от работы. По крайней мере, это будет порядочно не только по отношению к себе, но и к работодателю, которому тоже нужен специалист.