Психология собеседований: неявные ошибки и как их избежать
Поза
Поза транслирует ваше состояние. Вы ещё не успели ничего сказать, а ваш собеседник делает первые выводы о том, уверенно ли вы себя чувствуете.
Чтобы поза воспринималась подсознательно как индикатор уверенности, она должна быть:
✅ комфортная;
✅ корректная;
✅ умеренно расслабленная.
Интонация
Важно правильное акцентирование — выделяйте ключевое паузами, а не громкостью или высоким тембром.
Умеренная позитивная эмоциональная окраска может быть уместна. Но и тут важно помнить, что чувства и эмоции нужно передать интонацией, а не громкостью, которая может причинять дискомфорт вашему собеседнику.
Как не надо:
❌ Высокий тембр — признак нервозности.
❌ Быстрая речь — признак волнения и сложна для восприятия.
❌ Слишком медленная речь действует усыпляюще. Внимание вашего собеседника будет сосредоточено на ваших словах 6–8 минут, постарайтесь важную информацию уложить в это время.
❌ Эмоции оправдания, вины, агрессии, раздражения, пренебрежения. Старайтесь звучать максимально ровно, это признак профессионализма.
Управляем невербальными сигналами
При помощи невербальных сигналов мы можем подчеркнуть качества, которые свидетельствуют о наших достоинствах:
✅ уверенность;
✅ открытость;
✅ мотивированность;
✅ позитивность.
Уверенность
Есть факторы, которые подсознательно воспринимаются нами как признаки уверенного поведения. Поэтому очень важно отслеживать эти моменты у себя. Мы уже обратили внимание на умеренно расслабленную позу. Чтобы она была именно такой, убедитесь, что вам удобно и у ног есть опора. Постарайтесь не делать резких или избыточных движений. Говорите спокойным ровным тоном, без негативных эмоций. Также нам приятно, когда собеседник улыбается.
Как не надо:
❌ Высокий тембр голоса или извиняющийся тон свидетельствуют о том, что вы нервничаете. Средний и спокойный темп речи воспринимается как уверенность.
❌ Бегающий взгляд. Смотрите на собеседника спокойно и не слишком пристально.
❌ Сбивчивый или чересчур многословный рассказ испортит впечатление. Обязательно порепетируйте перед собеседованием.
Открытость
Закрытым людям нередко сложнее получить предложение о работе, чем открытым. Если вы демонстрируете расположенность к общению и доброжелательность, вероятность обрести желанный оффер увеличивается.
Как показать открытость?
✅ взгляд, направленный на собеседника;
✅ наличие сдержанных жестов;
✅ улыбка;
✅ умеренная эмоциональность.
Старайтесь давать развёрнутые подробные ответы на вопросы менеджера, но удерживайте общение в рамках делового формата.
Как не надо:
❌ чрезмерная эмоциональность;
❌ громкий голос.
И помните, что открытость не равна болтливости. Поэтому не сообщайте чересчур личных подробностей.